ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Школа приемных родителей

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

 Как стать слушателем Школы приемных родителей

Добро пожаловать в нашу Школу! Наша Школа – это место, где вы встретите единомышленников, сможете пообщаться с опытными приёмными родителями, и, конечно же, приобретете новые знания и навыки, необходимые для воспитания приемного ребенка. Вы сможете узнать о том, какие существуют формы семейного устройства, как лучше подготовиться к первой встрече с ребенком, что нужно спрашивать о ребенке у социальных работников и врачей. Вы узнаете об особенностях воспитания приемных детей, как проходит процесс адаптации, с какими трудностями вы можете столкнуться и как с ними справиться. Одно из достоинств нашей Школы – атмосфера доверия. Наши занятия проходят в небольшой группе, и у каждого есть возможность высказаться, задать вопросы и получить ответы. Наши специалисты – педагоги-психологи, социальный педагог, юрисконсульт – ответят на все ваши вопросы, проконсультируют, помогут в трудной ситуации. Мы приглашаем в «Школу приемных родителей» жителей города Калининска и Саратовской области. Первый шаг – это собеседование с нашим специалистом. О времени собеседования нужно договориться заранее, это можно сделать двумя способами: • по телефону +7-917-988-94-69 (понедельник - пятница, с 8.00 до 17.00).  Программа Школы приемных родителей

«Школа приемных родителей» – это цикл занятий, рассчитанный на 80 часов, который включает в себя как групповые встречи, так и индивидуальные консультации. В нашей программе мы затрагиваем социально-правовые, психологические вопросы. Формат занятий – семинары, тренинги, дискуссии в группах. Занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам с 18.00 до 20.00. Количество участников ограничено – не более 15 человек в группе. Занятия проходят по адресу: г. Калининск, ул. Мира, д.1, ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат г. Калининска».Школа приемных родителей. Школа приемных родителей работает на базе ГБОУ СО « Санаторная школа – интернат г. Калининска». Занятия проводятся по 80 часовой «Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области» три раза в неделю, продолжительность занятий не менее двух академических часов в день. Программа подготовки утверждена Приказом Министерства образования Саратовской области от 27.08.2012 года № 2874. Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в принимающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги. Обучение проводят педагог-психолог — Евгения Николаевна Козынченко, юрисконсульт — Екатерина Анатольевна Фомина.По окончании обучения слушатели проходят итоговую аттестацию в письменной форме в виде тестирования. По итогам прохождения подготовки гражданам выдается свидетельство установленного образца, дающее право стать усыновителями, опекунами, попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Подготовка в Школе приемных родителей бесплатная.

Задачи Школы приемных родителей:
• помочь приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка;
• подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом;
• дать системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи.

КТО НЕ ОБЯЗАН ПРОХОДИТЬ  ПОДГОТОВКУ ПРИ ЖЕЛАНИИ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА (ДЛЯ ОПЕКУНОВ И УСЫНОВИТЕЛЕЙ)

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, которым НЕ ТРЕБУЕТСЯ проходить подготовку:

§                 Близким родственникам детей - бабушкам/дедушкам и братьям/сестрам.

§                 Усыновителям, если усыновление не было отменено, при усыновлении или принятии под опеку следующих детей.

§                 Опекунам, принимающим детей на опеку или усыновляющих детей, если они не были отстранены от обязанностей опекуна.

o                                           в том числе, опекунам, назначенным по процедуре предварительной опеки.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» установил, что для принятия в семью ребенка на опеку или усыновление требуется пройти специальную подготовку. Данное требование вступило в силу с 1 сентября 2012 года. В дальнейшем эта норма была уточнена Федеральным законом от 02 июля 2013 г. и сейчас звучит так:

Для желающих усыновить. (См. последний абзац п.1 ст.127 СК РФ)

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Для желающих стать опекунами. (См. 4 абзац п.1 ст.146 СК РФ)

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами  (попечителями):

- лица, не прошедшие подготовку в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

 Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей и опекунов сделаны исключения, и подготовка не обязательна для:

-            близких родственников ребенка (близкие родственники - это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),  Опекунами и усыновителями могут быть только совершеннолетние братья и сестры;

-            лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

-            лиц, которые являются или являлись опекунами, в том числе назначенными по процедуре предварительной опеки или назначенные опекунами по заявлению родителей, и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Родственники  детей при обращении в орган опеки для установления опеки или усыновления прикладывают документы, подтверждающие родство.

Усыновители прикладывают к документам либо копию решения суда, либо свидетельство об усыновлении.

Опекуны прикладывают документ, подтверждающий факт исполнения ими обязанностей опекуна. Как правило, это постановление органа власти о назначении опекуна.

Предварительная опека

В ситуации, когда назначение опекуна требуется незамедлительно в связи с возникшими обстоятельствами, органы опеки пользуются процедурой предварительного назначения опекуна. Такое назначение оформляется для предотвращения передачи ребенка из семьи в учреждение, при переводе ребенка из одного учреждения в другое или необходимости выхаживания после оперативного лечения, а также лечения ребенка с выездом в другой регион. (Более подробно смотрите в Памятке – «Предварительная опека»).

Назначение такого опекуна производится без предоставления полного пакета документов, поэтому некоторые специалисты считают, что такой опекун - «недоопекун» и настаивают на прохождении предварительно назначенным опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку над ребенком обычным порядком. Это заблуждение.

Закон не предусматривает для предварительно назначенного опекуна требования пройти подготовку при последующем усыновлении или установлении опеки обычном порядком. В статье 127 СК РФ не существует никаких оговорок, связанных с тем, как был назначен опекун. Закон одинаково действует для всех опекунов. Опекун – это уже законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку, в противном случае это было бы прямо указано в норме закона (в ст. 146 СК РФ). Ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

Понять специалиста можно. Как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, психологически сложно отступать от привычных правил и брать ответственность на себя.

Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождения подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком[1] с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки. В случае отказа специалиста принимать заявление лично, документы лучше подать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.  Рассуждения специалистов: «Подавайте-подавайте всё равно мы Вам откажем» - это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение потребует от специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в нормы права и сделать всё, как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его, рекомендую к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

ВНИМАНИЕ! Если вы ещё не назначены опекуном, то может показаться, что проще и имеет смысл сначала оформить предварительную опеку. Это не так. Предварительная опека назначается в особых ситуациях, требующих незамедлительного решения.

Как бы комфортно и уютно не было ребенку в детском доме, ничто не может заменить ребенку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что есть люди, которые не остались равнодушными и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.
А чтобы подготовиться морально и практически к приему ребенка, необходимы психологические знания о том:
— как строить отношения с приемным ребенком во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях;
— как сблизиться с ребенком, как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения.

 Желаем всем удачи и успехов в обучении.



 

 

Положение о "Школе приемных родителей"

   

Приказ министерства образования Саратовской области от 27.08.2012 № 2874

Памятка будущим родителям -

 

Особенности первых контактов с ребёнком


- справочный материал Школы приемных родителей

Чаще всего в семейной паре в усыновлении ребёнка из детского учреждения инициатором является женщина. Она занимается процедурой, - узнаёт какие документы нужны, куда и когда идти, и бегает по инстанциям, а порой, случается, что супруг по максимуму делегирует свою часть задач жене, в том числе выбор ребёнка и первые контакты с ним. Однако в таком подходе есть два момента, которые в дальнейшем могут отразиться на успешности усыновления.

Момент первый. Ребёнок, длительное время находившийся в детском учреждении, привык к тому, что практически все окружающие его люди женщины. Мужского персонала там почти нет, а те, кто есть не находятся постоянно с детьми и не ухаживают за ними. Мужчина для таких детей -  непонятное существо. Поэтому вполне может получиться так, что с непривычки ребёнок при первых контактах испугается: будет отворачиваться, убегать с рук, плакать. Такое тем более вероятно, если первая встреча ребёнка с мужем произойдёт только у вас дома.

Второй более важный момент, - при появлении нового члена семьи всегда нарушает баланс отношений в семье. Рождение ребёнка, приезд родственников, даже появление щенка заставляет семью менять привычки, перераспределять время на общение, переставлять приоритеты. При появлении усыновлённого или опекаемого ребёнка происходит всё тоже самое. Помимо этого хлопот явно прибавится, физическая и психологическая нагрузка увеличится. Изменение порядка и отношений как бы все стороны к этому не стремились, происходит не без трудностей, а часто болезненно, может возникнуть напряженность в отношениях. Чтобы этот процесс прошёл как можно проще и быстрее необходимо заранее подумать о том, что и как поменяется в вашей семье, а главное какие особенности и привычки имеются у ребенка, в чём он испытывает трудности, как распределить обязанности по уходу за ним между членами семьи. Поэтому чем лучше члены семьи узнают друг друга до объединения, тем лучше. Супруг, не наладивший с самого начала отношений с ребёнком рискует дольше оставаться вне его круга общения, ему будет сложнее принимать участие в помощи по уходу т.к. не привыкнув к нему заранее, ребёнок будет чувствовать себя, напряжённо находясь в одном ограниченном пространстве с мужчиной. Помимо этого у мужа могут возникнуть нотки ревности и неприязни и как результат он на некоторое время может отстранится от общения с ребёнком.

Дадим общие рекомендации, полезные советы для первых встреч.

 

Практические рекомендации:

1.                  Крайне желательно приходить на первое знакомство вместе,  тогда у ребёнка сразу закладывается  ощущение что вы пара и естественно, что и дома  вы вместе.

2.                  Знакомство должно состояться на территории ребенка, лучше всего не в прихожей, а в игровой т.е. в месте, где ребёнок в большей степени ощущает себя на своей территории.

3.                  Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине – не стоит делать яркий макияж. В доме ребёнка весь персонал ходит в медицинских халатах, если ребёнок опасается посторонних можно попросить у персонала на время встречи халат.

4.                  Хорошо, если первые встречи будут проходить в присутствии нянечки или воспитателя, которым ребёнок доверяет.

5.                  Не стремитесь сразу брать ребёнка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате с ним за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.

6.                  Если ребёнок уклоняется от ваших рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние не препятствуйте, как известно насильно мил не будешь. Попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.

7.                  Ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребёнка маленького возраста (до 1,5 –3 лет) обычно дети этого пугаются, лучше, если взрослый наклонится или присядет, и будет общаться с ребёнком с уровня колен, так для ребёнка менее страшно.

8.                  Совсем не стоит сюсюкать при разговоре с ребёнком, этим вы к нему не приблизитесь, а общение приобретёт нарочитый, неестественный оттенок, более старший ребёнок может решить, что вы передразниваете  его.

9.                  Вероятно, запах табака детям знаком, тем не менее, старайтесь не курить перед встречей. Так же не желательно пользоваться интенсивными духами и отдушками. После поездки в машине, чтобы запах выветрился можно пару минут прогуляться на воздухе.

10.              Можно принести мягкую игрушку, одеяльце, рубашку, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребёнку о вас. Не страшно если она будет не новой, еще лучше, если она будет сделана вами и будет нести теплоту ваших рук и дома, чем будет куплена по пути в магазине и нести запах фабрики. Все это могут отобрать другие дети, и ребёнку и вам будет обидно, но таковы привычки детей в учреждении, вины их в том нет, всё общее.

11.              Не надо приносить продукты питания, скорее всего их ребёнку не дадут или будут косо смотреть на ваше кормление. На то есть причины. Если вам кажется, что питание однообразно и недостаточно, проконсультируйтесь с диетсестрой, иначе вместо помощи ребёнку вы рискуете вызвать у него расстройство желудка или диатез, каким бы качественным и полезным не казался приносимым вами продукт.

Конечно, можно всё сделать самой, но это лишняя нагрузка на вас и ребёнка, удлиняющая срок адаптации его в семье, поэтому как бы Вам муж не доверял, а вы не рвались сделать всё самостоятельно САМОЕ ВРЕМЯ подключить его к налаживанию отношений с ребёнком.

Разумеется, часть сказанного относится к детям младшего возраста, дети постарше чаще всего более любознательны и заинтересованы в персональном внимании взрослого. Однако большинство приведенных рекомендаций подойдут и для знакомства с более взрослыми детьми.

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit