ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Методическая работа

Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее и веселее! ». Цели и задачи:

1.         Укрепление здоровья детей.

2.         Развитие у детей интереса к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.

3.       Воспитание скоростных качеств, пропаганда здорового образа жизни.

4.        Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: большие мячи, маленькие мячи, скакалки, ракетки, ведерки, пеньки, флажки

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы рады приветствовать вас на нашем спортивном празднике “Быстрее, выше, сильнее и веселее! ”.

Ведущий 2: - Для того чтобы сохранить хорошую форму и не болеть, нужно заниматься спортом, физическими упражнениями и закаляться.

Ведущий 1 А ещё  на нашем празднике  мы будем веселиться, танцевать и играть, ведь быть жизнерадостным, активным – это значить  тоже быть здоровым.

Чтец: Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом - крепко дружим!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно!

Ведущий1:

- На площадку по порядку

 Становись скорее в ряд!

На зарядку, на зарядку

 Приглашаем мы ребят!

Разминка.(ведущий 1): «».

  Итак,  мы начинаем наш праздник!  А начнём мы его с  весёлой разминки. Я предлагаю классам и классным руководителям встать в круг, взяться за руки и под музыку повторять движения за мной:

1. идем вправо, ускоряем шаг, еще ускоряем, побежали……

2. идем влево, ускоряем шаг, еще ускоряем, побежали……

3. повернулись, посмотрели друг на друга, улыбнулись…

4. а теперь покажите, какие вы дружные: подойдите все в центр своего круга и обнимитесь… Молодцы!

5. поднимите вверх руки и поаплодируйте друг другу!

(музыка тр-р.ч)

Ведущий 2: Вы размялись хорошо -

                   Праздник веселей пошел,

                   Ждут вас новые заданья

                   Непростые испытанья.

            Эй, команды смелые,

 Дружные, умелые

 На площадку выходите,

                Силу, ловкость покажите.

Ведущий 1: - Встречаем наши команды!

 

Ведущий 2: Командам приготовиться к приветствию!

Капитан 1 команды:

 Наша команда: «Смешарики»!

 Наш девиз:

«Чтоб расти и закаляться

Будем спортом заниматься!»

Капитан 2 команды:

Наша команда: «Смайлики»!

Наш девиз:

«Используй ловкость и настрой

Победа будет за тобой!»

Капитан 3 команды:

Наша команда: «Орленок».

Наш девиз:

                                        «Никогда не унывай!

                                   Дух и тело закаляй!»

Ведущий 1:

Дети! Слушайте сейчас

Вот спортивный наш наказ:

Соревнуйтесь в дружбе, мире,

 

                       Маленьких не обижать.

                         Что же, можем начинать.

Ведущий 2: представляю вам наше жюри...

Построение команд.

1. Эстафета «КЕНГУРУ».(ведущий 1)

“Кенгуру” - зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до ориентира и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

(Побеждает команда, первой закончившая эстафету.)

2.                            Эстафета «ЗОЛУШКА».(ведущий 2)

“Золушка” - на противоположном конце площадки кладут по 4 круга. Первым игрокам вручают по ведерку с мячами. По сигналу дети бегут и раскладывают все мячики по 1 в кружок и пустое ведерко передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают мячики в ведерки и передают ведерки следующему игроку и т.д., пока не соберут все мячики.

3.                            Эстафета «Снайперы»(ведущий 1).

По сигналу первые участники бегут к черте, берут мяч и кидают в мишень. Бегом возвращаются назад, затем бегут следующие участники, жюри подсчитывает количество попаданий в цель каждой команды.

Ведущий 2: Пока жюри подводит первые итоги, мы с  болельщиками отгадаем

 

ЗАГАДКИ О СПОРТЕ:

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь,
Ну, конечно – это…. 
(мяч)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие… 
(коньки)

Палка в виде запятой
Гонит мяч перед собой.
Ударяй и бросай,
Мяч частенько поднимай.
Бей его по воротам. 
(клюшка)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. 
(лыжи)

 

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
 правь рулем. 
(велосипед).

Ведущий 1:Здоровье нам всем необходимо. Недаром народ придумал об этом много пословиц, поговорок. А знаете ли вы их?

А сейчас ребята мы с вами по играем доскажи пословицу. Я буду говорить начало пословицы, а вам надо ее закончить.

В здоровом теле – здоровый … ( дух )

Курить – здоровью… ( вредить)

Быстрого и ловкого болезнь не … ( догонит)

До свадьбы… ( заживет)

Здоровье не … ( купишь).

Ребята! мы с вами поработали немножко головой , а теперь давайте немного разомнемся и покричим! Команды тоже могут принять участие.

Ёжики 
Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения: Два притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши) Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы) Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак) Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы) Бег на месте, бег на месте (бежим на месте) Зайчики, зайчики. (показываем уши) Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки! (все девочки кричат: «Девочки!») Мальчики! (все мальчики в кричат: «Мальчики!») 

 Ведущий 2: Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги прошедших эстафет).

4. Эстафета «Прыжки через кочки». (Ведущий 1)

По сигналу ведущего первые участники перепрыгивают через кочки (большие кубики-кирпичики) на двух ногах, стараясь не задеть кубики.

Ведущий : - Наши конкурсы на выносливость завершились. Пока жюри решает, кто же из наших команд победил, проверим вашу сообразительность.

5. "Переправа”.(ведущий 2)

Команды выстраиваются в затылок друг за другом. Первый участник бежит до определённого места (стены), касается рукой, возвращается, берёт следующего участника команды за руку и вместе бегут до места. Там первый участник остаётся, а второй бежит за третьим, берёт его за руку и отправляется к первому. Второй участник остаётся с первым, а третий бежит за четвёртым и т.д.

Очко получает та команда, которая быстрее окажется на противоположной стороне.

6. «Передача мяча в колоннах».  (ведущий 1)

Инвентарь: для каждой команды - один мяч.

У направляющих в руках по мячу.

Описание эстафеты: По сигналу впереди стоящие участники эстафеты передают мяч под ногами другим участникам. Последний участник в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны на место направляющего. Команда, чей участник раньше принесет мяч, получает выигрышное очко. Продолжают эстафету до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонны. Выигрывает команда, которая наберет больше очков. Если мяч потерян, его поднимают и продолжают эстафету. Передавать мяч можно только своему соседу. Рекомендуется разнообразить способ передачи мяча (сбоку, под ногами, на корточках, на одной ноге и т.д.).

7. Эстафета «Передача олимпийского огня».(ведущий 2)

Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования)….

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги мы  с вами разомнёмся:

 танец «Дружба».

Ведущий 2:Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги прошедших эстафет.)

Подведение итогов.

Ведущий 1:

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

 

Ведущий 2: - Поздравляем команды! Желаем им быть сильными, ловкими, быстрыми и обязательно дружными.

Ведущий 1:

Всем спасибо за внимание                                                *.

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

 Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем - до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Открытый урок по русскому языку

ОМОНИМЫ           

 

Цели как результат деятельности учащихся:

предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;

личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план), строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми русскими словами и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.

II. Актуализация знаний

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут… Откройте глаза

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы. Итак,

Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Спрашивается конкретный ученик.

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)
  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)
  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

III. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации

Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .

Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

Можно назвать эти слова многозначными?

Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.
  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте ребус.

  ,, ,,, 

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы». Добро пожаловать в город омонимов. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них.

Составьте предложения с данными словами (задание распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание).

 

1 вариант

 

2 вариант

ключ

 

ключ

лук    

 

лук    

коса   

 

коса  

 

2) Запись учащимися предложений на доске. Перед проверкой уточняем, что всем ребятам нужно было составить предложения со словами «ключ», «лук» и «коса».

Возможные примеры:

 

1 вариант

2 вариант

        Этот ключ легко открывает замок.

          Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ.

        На грядке рос зелёный лук.

          Спортсмен осмотрел лук перед стрельбой.

       На плече у Ани густая и красивая коса.

          В руках у дедушки была старая коса.

 

Учитель. Какое заметили противоречие? Что удивило? Как такое стало возможно?

 

            II. Формулирование проблемы

            Учитель. Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (Версии учащихся можно фиксировать на доске. Если нет решающей версии, продолжим цепочку вопросов.) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла».

 

Игла

1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.

2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.

3. Лист хвойного растения. // Шип растения.

4. Острый шпиль здания.

 

Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.

Учитель. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое  значение.)

Давайте откроем стр. 160 учебника, параграф 67. Найдем определение «Омонимы».

Запишем в «словарики»: омонимы (от греч. homos – одинаковый  и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

 

 

 

 

Физминутка

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

6.Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

7.Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Применение нового знания

 

1. Игра в слова-омонимы

1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)

2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.)

4) Каким словом называют сорт сливочного мороженного и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

 

2. Упражнение 357 (347) на стр. 161 (143)

Работа выполняется индивидуально, при отсутствии учебника ребятам предлагается распечатанный вариант задания.

Учитель. Прочитайте словосочетания. Являются ли омонимами выделенные слова?  Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них два предложения.

 

Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; побелить потолок – потолок картошку.

 

V. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сравним слова: замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол). Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

 

VI. Открытие нового знания

- Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353)

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).

- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова кнопка и клуб.

- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайды с отличиями от многозначных слов)

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)

 

         IX. Домашнее задание

         Упражнения 355 и 356 на страницах 160-161.

 

         Использованная литература:

 

         1. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 318 с.

        

         2. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. // Под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

 

         3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014. – 272 с.

      

  1. Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit