ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 
 

Урок 41. Первые русские князья

 Тип урока: открытие нового знания.

 Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.

 Предметные результаты: иметь представление о признаках государства; знать первых русских князей.

 

Этап

урока

Педагогические
задачи

Планируемые

 результаты

Содержание этапа урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); использовать готовые модели – карту. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД.)

Организует самостоятельную работу
в парах.

– Заполните таблицу.

Даты

Событие

 

Возникновение княжеств

 

Возникновение государства

 

Расцвет государства

– Сверим результаты таблицы с таблицей,
составленной на прошлом уроке.

– Определим эти промежутки на «ленте вре-
мени».

В каком порядке на «ленте времени» располагаются события прошлого и настоящего?

VIII–IX               конец IX             X–XI 

Возникновение

княжеств

Возникновение

государства

Расцвет

государства

Складывается Древнерусское государство

Предлагает детям рассмотреть карты IX, IX–XI веков.

– Что заметили?

 

 

 

– Почему возникла необходимость создания государства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Увеличилась территория. Появились границы. Столицей стал город Киев.

– Легче было жить, отражать набеги врагов

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД.)

– Определите тему урока.

 

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Древнерусское государство. Русские князья.

– Действительно ли нужно было создавать государство?

– Кто правил Древнерусским государством?

III. Совместное открытие новых
знаний

Научить решать учебную задачу

Уметь извлекать информацию из текстов; ориентироваться в толковом словаре; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: вычленять содержащиеся в тексте основные события; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; задавать вопросы. (Коммуникативные УУД.)

– Как вы думаете, что такое государство?

Организует работу в парах по заполнению схемы «Признаки государства».

Признаки государства

организует нужные для всего населения
виды работ

 

 

 

 

 

 

 

Организует чтение отрывка из произведения
А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». (Том 1.)

 

 

 

– Какой можно было сделать вывод?

 

 

– О том, кто был первым правителем на Руси, вы узнаете из статьи «Первые русские князья».

– Составьте и задайте друг другу вопросы
по статье учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Первый правитель – князь Рюрик (появляется табличка «Князь Рюрик»).

– Вторым правителем был Олег (появляется табличка «Князь Олег»).

В 882 г. князь Олег занял киевский престол. Именно он объединил Русь, сделав столицей государства Киев. При нем государство стало называться Киевской Русью.

Организует просмотр мультфильма «Песнь
о Вещем Олеге». Организует работу со словарем С. И. Ожегова.

 

– Что означает «вещий»?

 

 

 

– Третьим правителем был Игорь (появляется табличка «Князь Игорь») по прозвищу Жадный. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Именно в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля.

 

– Следующей правительницей стала жена Игоря – княгиня Ольга (появляется табличка «Княгиня Ольга»). Она отомстила древлянам за смерть Игоря. Прочитайте в статье учебника, как это произошло.

– Несмотря на жесткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейший из всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Княгиню Ольгу называют духовной матерью русского народа, через нее утверждалось христианство на Руси. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Церковь признала ее Святой, а история – Мудрой.

– Следующим правил Святослав (появляется табличка «Князь Святослав»).

– Мрачный и свирепый, Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука
и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего
27 лет, но успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

– Несмотря на излишнюю жестокость некоторых князей, все они были мужественными. Являлись хорошими воинами, желали процветания земле русской.

– Результатом нашей работы стало «Родословное древо первых русских князей» (см. РМ)

– Единая страна.

– Крупному государству легче обороняться от внешних врагов, войны между племенами прекратились, появилось больше возможностей для развития хозяйства
и улучшения жизни людей
(города, дороги между ними, торговля, крупные каменные постройки). Во главе государства стал единый правитель.

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

– Возникла необходимость создания государства.

 

– Как звали первого русского князя? (Рюрик.)

– В каком городе он стал князем? (Новгород.)

– Как называли потомков Рюрика? (Рюриковичи.)

– Сколько лет правили Рюрики? (Более 700 лет.)

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»(см. РМ).

 

Просмотр мультфильма «Песнь о вещем Олеге».

– «Вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

 

Читают статью учебника.

 

 

 

Внимательно читают.

 

 

IV. Само-стоятельная работа с проверкой по эталону

Выявить уровень усвоения материала

Уметь работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности. (Личностное УУД.)

Организует работу с кроссвордом (см. РМ)

Решают кроссворд

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

– Какую же роль сыграли первые русские
князья в формировании древнерусского государства?

Домашнее задание:

– В ходе изучения истории нашего Отечества мы будем вести исторический справочник «Правители земли Русской».

– Работая в группах, вы должны составить исторический портрет князя:

1-я  группа – Рюрика; 2-я  группа – Олега;

3-я  группа – Игоря; 4-я  группа – Ольги;

5-я  группа – Святослава.

– Воспользовавшись энциклопедией и текстом учебника, вы должны заполнить историческую справку:

Имя князя

 

Время правления

 

Качества характера

 

Дела на благо страны

 

Рабочая тетрадь (с. 6)

– Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена.

Называют основные позиции нового материала
и то, как они их усвоили
(что получилось, что не получилось и почему).

Делают анализ работы,
самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние

 

  Тема урока: Чехов – человек красивой души.(Художественное мастерство Чехова- рассказчика)

   Жизнь даётся человеку один раз.

   И надо прожить её бодро, осмысленно,  красиво.

                                                                                                                   А.П.Чехов.

Цели урока:

продолжить знакомство  учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством                     писателя;

путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;

продолжить развивать навыки анализа художественного произведения Чехова;

воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.

Методы проведения урока:

слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды) гаджиты, групповая работа ; самостоятельная работа  по учебнику « Литература» 9 класс.

Наглядность:

1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);

       2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);

3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе..

Краткое описание: Содержание урока построено на одной «сквозной»  линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение жизни и творчества А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока.

 Ход урока.

I.               Мобилизующее начало.

II.           Вступительное слово учителя.

              Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. ,
             
III. Постановка проблемного вопроса.

            Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?

                  Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
        Давайте вспомним, о ком пишет Чехов? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним его произведения.

 Учащиеся:   (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке). (презентация)

             Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.

             На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества писателя, а сделаем мы это через  интересные факты его жизни и его произведение, раскрывая художественное мастерство писателя.

             К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?

 I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.

Учитель:  Дома вы работали над темой «Интересные факты из жизни Чехова»

-Выступления учащихся на основе исследовательской работы об интересных фактах биографии.

-Сделайте вывод, каким вы увидели Чехова?

Вывод: автор сам испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем и читателя убеждает в том, что жизнь дается человеку один раз. Все, что будет происходить с ним, будет зависеть только от него самого. Как ни трудно было ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить читателя на правильный путь.

Физкультминутка.

             II этап решения проблемы : исследование причин выбора темы о внутреннем мире обыкновенного человека. 

Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко.  На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.

.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира.

III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказу А.П.Чехова «Тоска»

Вы уже дома прочитали рассказ, но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. Итак, рассказ называется «Тоска»

-Каково лексическое значение слова? Что такое, по- вашему, тоска? (определение из словаря)

(Тоска-стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль- В.Даль «Толковый словарь..»

Тоска- 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием.

            2.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов…)- Новый словарь русского языка Т.В.Ефремова.

1. Погружение в текст произведения

            1. Учитель.  

-  В рассказе автор поднимает одну из важных  тем. Какую? (тема одиночества человека, разобщенности человеческого мира.)

-Что значит быть одиноким?

-Может ли человек быть одиноким среди людей?

-Ощущаешь ли ты себя одиноким?

- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?

              (Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)

             - Назовите художественную особенность рассказа.

 (Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).

-Каков сюжет рассказа?

2.Блиц- опрос на знание деталей.

1 В какое время суток происходит действие? (вечер)

2 Имя и фамилия извозчика.(Иона Потапов)

3 Кто выслушал Иону? (никто)

4 Кто жена Ионы? (сырая земля)

5 Какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

3.Анализ рассказа.

- Для чего даётся автором городской пейзаж? Прочитайте. (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

 - Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).

-Сколько раз пытается Иона рассказать о смерти сына? (3)

-Как называется это выразительное средство?

-Найдите и прочитайте реакцию собеседников.

Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».

Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».

Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».

Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».

Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.

-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.

4.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? Как вы объясните многоточие? (С трогательной теплотой, состраданием)

Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего сына вспомнил об этом рассказе

и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)

Вернемся  к проблеме нашего урока. Как, по- вашему, формируется внутренний мир писателя?  Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный. Главными чертами его являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать и любить.

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

  — Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)

 

II. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)

 

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:

  — Скверно вы живете, господа!»

Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок в 6 классе

 

Тема: « имя прилагательное в гостях у  Ф.И.Тютчева»

Цель: изучение выразительных возможностей имени прилагательного в русском языке и литературе.

Задачи: предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся о прилагательном; совершенствовать умение использовать имя  прилагательное.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативные способности учащихся, помочь учащимся проникнуть в художественный  мир  поэта, пробудить интерес к личности и творчеству Тютчева.

Метапредметная: формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как основные нравственные качества личности, прививать любовь к  поэзии.

Ход урока. Создание эмоционального настроя.

Вы прочитали много книг о настоящей дружбе и сами испытали радость от общения с друзьями. Надеюсь, что дружбу вы цените высоко.

Вот как писал о дружбе учитель А.С.Пушкина поэт В.А.Жуковский:

«Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый,

О дружба! Это ты! 

- Какую картину вы себе представили?

- О какой дружбе будем сегодня говорить  мы? ( о дружбе существительного и прилагательного)

«Имя прилагательное – тот «гибкий плющ», который обвивает «могучий дуб» - имя существительное. Их дружбе способствует близость грамматических значений.

-Что обозначает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

Именно прилагательные придают языку многоцветность, выразительность.

Постановка задач урока.

Сегодняшний урок позволит нам повторить и углубить знания об этой удивительной части речи.

Для этого мы совершим путешествие во времени и пространстве. Кто же будет героем нашего путешествия? Постарайтесь через несколько минут назвать его имя.

22 августа 1857 года…. Лето уходило…Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко.  Милый, родной, скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва.  Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивает: она догадывается, что отец сочиняет стихи.

- Да получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал Марии листок бумажки и сказал:

- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле….

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем  воздуха!

- О каком поэте идет речь?

Итак, сегодня мы в гостях у Ф.И.Тютчева, блестящего русского поэта.  Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни имён прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи. И еще мы должны ответить на вопрос: «Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева»?

Запишите число и тему урока:

«Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева.

Выпишите из стихотворения прилагательные с существительными, определите род, число, падеж.

Физминутка.

Знакомство со страницами биографии.

 Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению «Листья»

Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья». (Слайд 4)

Чтение стихотворения учащимися. (учебник стр.205 )

Почему стихотворение так называется?

Беседа по вопросам:

- В каком жанре написано стихотворение? (пейзажная лирика)

- Сколько строф в стихотворении? (4)

- Каков его центральный образ? (дерево)

- На каком художественном приеме построено стихотворение? (противопоставление)

- Что чему противопоставляется? (вечное однообразие жизни сосен и елей недолговечная, но яркая жизнь листьев)

- Какие выразительно – изобразительные средства использует поэт?

- Как выражается авторское отношение?

Запишите в тетрадь первую строфу, дайте характеристику предложения по наличию основ.

Работа с именами прилагательными.

-Назовите имена прилагательные, встретившиеся в 1 строфе.

-Какова их синтаксическая роль?

-Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

-Для чего использовал автор краткое прилагательное? (Краткие прилагательные звучат более резко, отрывисто, что помогает показать внутреннее состояние героя)

-Объясните написание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.

Выпишите из упр.324 стр7 краткие прилагательные с основой на шипящий.

Интересные факты из жизни  Ф.И.Тютчева.

О его предках известно с незапамятных времен. По отцу его предком был Захарий Тютыпов, сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – граф Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого.

 

ПОРТРЕТ ТЮТЧЕВА ( Выступления учащихся.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.

В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова. Считал, что власть должна служить России. Людям. Поэт признался: «Более всего я люблю Россию и поэзию»

13 июня 1873 года, за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости»? Ранним утром 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.

Работа с высказыванием Фета о Ф.Тютчеве.

Выразительное чтение.

Два года тому назад, в тих.. осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии! ( Слайд 7)

Беседа по вопросам:

- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

-Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

Прочитайте текст, исключив прилагательные.

Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.  (С прилагательными описание становится более ярким, интересным, выразительным)

Орфографическая работа.

- Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звездное»?

Запишите в тетрадь первое предложение. Вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. 

-Дайте полное определение имени прилагательного.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, мы повторили изученное об имени прилагательном. Осталось сделать вывод: какие  слова определяют сущность Тютчева?

Запишите: «Больше всего я люблю Россию и поэзию».

С каким настроением работали? Подумайте и назовите одно прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет наш урок

 

Домашнее задание.

  Стр.23 упр.352 списать, подчеркнуть прилагательные, написать разряд.

 

 

 

Открытый интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ по теме:

Тема: «Легкоатлетические эстафеты с элементами упражнений по гражданской обороне»

Подготовил: В.В. Кузнецов,

учитель физкультуры и ОБЖ

2018 год, г.Калининск

Тема: Легкоатлетические эстафеты с элементами упражнений по гражданской обороне.

Цель:

·        укрепление межпредметных связей физической культуры и ОБЖ

·        открыть новые перспективы в освоении ОБЖ  и физической культуры.

Задачи:

·        воспитывать интерес к овладению и применению  приёмами гражданской обороны,  к участию в спортивно-массовых мероприятиях;

·        укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях;

·        воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.

Тип урока: урок совершенствования навыков

Место проведения: спортивный зал.

Время проведения: 40 минут.

Спортивный инвентарь: 2 противогаза, 2 огнетушителя, 1 баскетбольных мяча,   кегли, маты гимнастические, бревно гимнастическое.

Ход урока.

I.       Вводная часть: (10 мин.)

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

Проверить наличие спортивной формы, выявление больных

Строевая подготовка, повороты на месте: «Направо!»,  «Налево!», «Кругом!»

ОРУ в движении:

-         разминка, ходьба, бег;

-         упр. на восстановление дыхания;

-         упр. для верхнего плечевого пояса, сопряжённые с упр. для стоп;

-         повороты корпуса вправо, влево;

-         захлёстывание голени назад;

-         прыжки правым, левым боком приставным шагом;

-         попеременные прыжки по два с чередованием ног;

II.    Основная часть: (25 мин.)

1.       Проведение   эстафеты между командами:

- номера спецслужб;

- бег с мячом;

- бег  с огнетушителем;

- метание мяча в кольцо;

-бег и одевание противогаза;

- «полоса препятствий» на время; ( Команда готовит полосу препятствий)

II. Заключительная часть: (5 мин.) Рефлексия.

- построение

- подведение итогов

- оценивание

 
Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit