ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Методическая копилка

 

Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее и веселее! »

Цели и задачи:

1.         Укрепление здоровья детей.

2.         Развитие у детей интереса к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.

3.       Воспитание скоростных качеств, пропаганда здорового образа жизни.

4.        Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: большие мячи, маленькие мячи, скакалки, ракетки, ведерки, пеньки, флажки

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята и взрослые! Мы рады приветствовать вас на нашем спортивном празднике “Быстрее, выше, сильнее и веселее! ”.

Ведущий 2: - Для того чтобы сохранить хорошую форму и не болеть, нужно заниматься спортом, физическими упражнениями и закаляться.

Ведущий 1 А ещё  на нашем празднике  мы будем веселиться, танцевать и играть, ведь быть жизнерадостным, активным – это значить  тоже быть здоровым.

Чтец: Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом - крепко дружим!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно!

Ведущий1:

- На площадку по порядку

 Становись скорее в ряд!

На зарядку, на зарядку

 Приглашаем мы ребят!

Разминка.(ведущий 1): «».

  Итак,  мы начинаем наш праздник!  А начнём мы его с  весёлой разминки. Я предлагаю классам и классным руководителям встать в круг, взяться за руки и под музыку повторять движения за мной:

1. идем вправо, ускоряем шаг, еще ускоряем, побежали……

2. идем влево, ускоряем шаг, еще ускоряем, побежали……

3. повернулись, посмотрели друг на друга, улыбнулись…

4. а теперь покажите, какие вы дружные: подойдите все в центр своего круга и обнимитесь… Молодцы!

5. поднимите вверх руки и поаплодируйте друг другу!

(музыка тр-р.ч)

Ведущий 2: Вы размялись хорошо -

                   Праздник веселей пошел,

                   Ждут вас новые заданья

                   Непростые испытанья.

            Эй, команды смелые,

 Дружные, умелые

 На площадку выходите,

                Силу, ловкость покажите.

Ведущий 1: - Встречаем наши команды!

 

Ведущий 2: Командам приготовиться к приветствию!

Капитан 1 команды:

 Наша команда: «Смешарики»!

 Наш девиз:

«Чтоб расти и закаляться

Будем спортом заниматься!»

Капитан 2 команды:

Наша команда: «Смайлики»!

Наш девиз:

«Используй ловкость и настрой

Победа будет за тобой!»

Капитан 3 команды:

Наша команда: «Орленок».

Наш девиз:

                                        «Никогда не унывай!

                                   Дух и тело закаляй!»

Ведущий 1:

Дети! Слушайте сейчас

Вот спортивный наш наказ:

Соревнуйтесь в дружбе, мире,

 

                       Маленьких не обижать.

                         Что же, можем начинать.

Ведущий 2: представляю вам наше жюри...

Построение команд.

1. Эстафета «КЕНГУРУ».(ведущий 1)

“Кенгуру” - зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до ориентира и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

(Побеждает команда, первой закончившая эстафету.)

2.                            Эстафета «ЗОЛУШКА».(ведущий 2)

“Золушка” - на противоположном конце площадки кладут по 4 круга. Первым игрокам вручают по ведерку с мячами. По сигналу дети бегут и раскладывают все мячики по 1 в кружок и пустое ведерко передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают мячики в ведерки и передают ведерки следующему игроку и т.д., пока не соберут все мячики.

3.                            Эстафета «Снайперы»(ведущий 1).

По сигналу первые участники бегут к черте, берут мяч и кидают в мишень. Бегом возвращаются назад, затем бегут следующие участники, жюри подсчитывает количество попаданий в цель каждой команды.

Ведущий 2: Пока жюри подводит первые итоги, мы с  болельщиками отгадаем

 

ЗАГАДКИ О СПОРТЕ:

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь,
Ну, конечно – это…. 
(мяч)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие… 
(коньки)

Палка в виде запятой
Гонит мяч перед собой.
Ударяй и бросай,
Мяч частенько поднимай.
Бей его по воротам. 
(клюшка)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. 
(лыжи)

 

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
 правь рулем. 
(велосипед).

Ведущий 1:Здоровье нам всем необходимо. Недаром народ придумал об этом много пословиц, поговорок. А знаете ли вы их?

А сейчас ребята мы с вами по играем доскажи пословицу. Я буду говорить начало пословицы, а вам надо ее закончить.

В здоровом теле – здоровый … ( дух )

Курить – здоровью… ( вредить)

Быстрого и ловкого болезнь не … ( догонит)

До свадьбы… ( заживет)

Здоровье не … ( купишь).

Ребята! мы с вами поработали немножко головой , а теперь давайте немного разомнемся и покричим! Команды тоже могут принять участие.

Ёжики 
Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения: Два притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши) Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы) Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак) Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы) Бег на месте, бег на месте (бежим на месте) Зайчики, зайчики. (показываем уши) Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки! (все девочки кричат: «Девочки!») Мальчики! (все мальчики в кричат: «Мальчики!») 

 Ведущий 2: Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги прошедших эстафет).

4. Эстафета «Прыжки через кочки». (Ведущий 1)

По сигналу ведущего первые участники перепрыгивают через кочки (большие кубики-кирпичики) на двух ногах, стараясь не задеть кубики.

Ведущий : - Наши конкурсы на выносливость завершились. Пока жюри решает, кто же из наших команд победил, проверим вашу сообразительность.

5. "Переправа”.(ведущий 2)

Команды выстраиваются в затылок друг за другом. Первый участник бежит до определённого места (стены), касается рукой, возвращается, берёт следующего участника команды за руку и вместе бегут до места. Там первый участник остаётся, а второй бежит за третьим, берёт его за руку и отправляется к первому. Второй участник остаётся с первым, а третий бежит за четвёртым и т.д.

Очко получает та команда, которая быстрее окажется на противоположной стороне.

6. «Передача мяча в колоннах».  (ведущий 1)

Инвентарь: для каждой команды - один мяч.

У направляющих в руках по мячу.

Описание эстафеты: По сигналу впереди стоящие участники эстафеты передают мяч под ногами другим участникам. Последний участник в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны на место направляющего. Команда, чей участник раньше принесет мяч, получает выигрышное очко. Продолжают эстафету до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонны. Выигрывает команда, которая наберет больше очков. Если мяч потерян, его поднимают и продолжают эстафету. Передавать мяч можно только своему соседу. Рекомендуется разнообразить способ передачи мяча (сбоку, под ногами, на корточках, на одной ноге и т.д.).

7. Эстафета «Передача олимпийского огня».(ведущий 2)

Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования)….

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги мы  с вами разомнёмся:

 танец «Дружба».

Ведущий 2:Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги прошедших эстафет.)

Подведение итогов.

Ведущий 1:

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

 

Ведущий 2: - Поздравляем команды! Желаем им быть сильными, ловкими, быстрыми и обязательно дружными.

Ведущий 1:

Всем спасибо за внимание                                                *.

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

 Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем - до свиданья,

конспект урока по русскому языку ОМОНИМЫ , учитель Череповская О.С.

ОМОНИМЫ           

 

Цели как результат деятельности учащихся:

предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;

личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план), строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми русскими словами и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.

II. Актуализация знаний

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут… Откройте глаза

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы. Итак,

Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Спрашивается конкретный ученик.

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)
  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)
  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

III. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации

Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .

Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

Можно назвать эти слова многозначными?

Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.
  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте ребус.

  ,, ,,, 

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы». Добро пожаловать в город омонимов. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них.

Составьте предложения с данными словами (задание распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание).

 

1 вариант

 

2 вариант

ключ

 

ключ

лук    

 

лук    

коса   

 

коса  

 

2) Запись учащимися предложений на доске. Перед проверкой уточняем, что всем ребятам нужно было составить предложения со словами «ключ», «лук» и «коса».

Возможные примеры:

 

1 вариант

2 вариант

        Этот ключ легко открывает замок.

          Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ.

        На грядке рос зелёный лук.

          Спортсмен осмотрел лук перед стрельбой.

       На плече у Ани густая и красивая коса.

          В руках у дедушки была старая коса.

 

Учитель. Какое заметили противоречие? Что удивило? Как такое стало возможно?

 

            II. Формулирование проблемы

            Учитель. Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (Версии учащихся можно фиксировать на доске. Если нет решающей версии, продолжим цепочку вопросов.) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла».

 

Игла

1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.

2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.

3. Лист хвойного растения. // Шип растения.

4. Острый шпиль здания.

 

Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.

Учитель. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое  значение.)

Давайте откроем стр. 160 учебника, параграф 67. Найдем определение «Омонимы».

Запишем в «словарики»: омонимы (от греч. homos – одинаковый  и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

 

 

 

 

Физминутка

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

6.Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

7.Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Применение нового знания

 

1. Игра в слова-омонимы

1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)

2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.)

4) Каким словом называют сорт сливочного мороженного и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

 

2. Упражнение 357 (347) на стр. 161 (143)

Работа выполняется индивидуально, при отсутствии учебника ребятам предлагается распечатанный вариант задания.

Учитель. Прочитайте словосочетания. Являются ли омонимами выделенные слова?  Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них два предложения.

 

Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; побелить потолок – потолок картошку.

 

V. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сравним слова: замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол). Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

 

VI. Открытие нового знания

- Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353)

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).

- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова кнопка и клуб.

- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайды с отличиями от многозначных слов)

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)

 

         IX. Домашнее задание

         Упражнения 355 и 356 на страницах 160-161.

 

         Использованная литература:

 

         1. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 318 с.

        

         2. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. // Под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

 

         3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014. – 272 с.

      

  1. Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМОНИМЫ          

Цели как результат деятельности учащихся:

предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы и их разновидности, наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах, использовать их в собственной речи;

личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план), строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления. Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми русскими словами и они оживут в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.

II. Актуализация знаний

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут… Откройте глаза

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы. Итак,

Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.

Спрашивается конкретный ученик.

  • Лексика – это … (словарный состав языка.)
  • Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)
  • В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)
  • Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)
  • Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)
  • Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)
  • Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)

III. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации

Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка .

Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!-сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная ? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Б) Вопрос классу:

- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Почему девочки долго не понимали друг друга?

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?

Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

Можно назвать эти слова многозначными?

Почему?

Вывод:

  1. Два предмета названы двумя разными словами.
  2. Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, «Омонимы». Добро пожаловать в город омонимов. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?

- Правильно, в конце этого урока мы должны:

1). Узнать, что такое слова-омонимы.

2). Находить омонимы в тексте.

3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.

У вас на партах лежат картинки. Посмотрите на них.

Составьте предложения с данными словами (задание распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание).

 

1 вариант

 

2 вариант

ключ

 

ключ

лук    

 

лук    

коса   

 

коса  

 

2) Запись учащимися предложений на доске. Перед проверкой уточняем, что всем ребятам нужно было составить предложения со словами «ключ», «лук» и «коса».

Возможные примеры:

 

1 вариант

2 вариант

        Этот ключ легко открывает замок.

          Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ.

        На грядке рос зелёный лук.

          Спортсмен осмотрел лук перед стрельбой.

       На плече у Ани густая и красивая коса.

          В руках у дедушки была старая коса.

 Учитель. Какое заметили противоречие? Что удивило? Как такое стало возможно?

   II. Формулирование проблемы

            Учитель. Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? (Версии учащихся можно фиксировать на доске. Если нет решающей версии, продолжим цепочку вопросов.) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла».

Игла

1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.

2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.

3. Лист хвойного растения. // Шип растения.

4. Острый шпиль здания.

Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.

Учитель. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое  значение.)

Давайте откроем стр. 160 учебника, параграф 67. Найдем определение «Омонимы».

Запишем в «словарики»: омонимы (от греч. homos – одинаковый  и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

 Физминутка

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

6.Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

7.Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

 

IV. Применение нового знания

 

1. Игра в слова-омонимы

1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)

2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.)

4) Каким словом называют сорт сливочного мороженного и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

 

2. Упражнение 357 (347) на стр. 161 (143)

Работа выполняется индивидуально, при отсутствии учебника ребятам предлагается распечатанный вариант задания.

Учитель. Прочитайте словосочетания. Являются ли омонимами выделенные слова?  Почему? Выпишите их в начальной форме и составьте с любыми из них два предложения.

 

Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; побелить потолок – потолок картошку.

 

V. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сравним слова: замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол). Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

 

VI. Открытие нового знания

- Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353)

(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).

- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?

- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова кнопка и клуб.

- Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (слайды с отличиями от многозначных слов)

(Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.

Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)

 

         IX. Домашнее задание

         Упражнения 355 и 356 на страницах 160-161.

 

         Использованная литература:

 

         1. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 318 с.

        

         2. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. // Под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.

 

         3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014. – 272 с.

      

  1. Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 сентября 2020 года урок ОБЖ

  

Урок по физике на тему "Плавание тел. Плавание судов"

Учитель физики: Васылык Марина Викторовна

Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел, судов.

Задачи урока:

1.       Познакомить учащихся с условиями плавания судов и с историей развития отраслей судостроения.

2.    Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.

3.      Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Оборудование и программное обеспечение к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лабораторное оборудование.

Ход урока.

1.     Организационная часть.

Актуализация знаний. Черный ящик (вода в стакане).

Высказывание китайского мудреца о воде.

2.      Проверка домашнего задания.

1) Физический диктант

1. Сосуды, соединенные между собой трубкой (Сообщающиеся)

2.  Сосуд, который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. (Ванна)

3. Прибор, измеряющий атмосферное давление (барометр)

4. Итальянский ученый, первым измеривший атмосферное давление (Торричелли)

5. Барометр, который не содержит жидкости (анероид)

6. Прибор, измеряющий давление, большее атмосферного (манометр)

7. Устройство, доставляющее нам в дом воду (насос)

8. Гидравлическое устройство в автомобиле (тормоз)

2) Для того, чтобы выполнить следующее задание, надо вспомнить формулу, по которой находится Архимедова сила.
        Разноуровневые задачи по карточкам.

Уровень 1.Камень объёмом 0,15 м3 находится в чистой воде. Определите выталкивающую силу, действующую на него. (1.5 кН)
Уровень 2.
Вычислите выталкивающую силу, действующую на предмет объёмом 0,2 м3 находящийся в морской воде. (20.6 Н)

Уровень 3.Вычислите, какая выталкивающая сила действует на кусок парафина объемом 0.002 м3, находящийся в керосине. Будет ли это тело плавать?        (16 кН)

3) Чтобы выполнить очередное задание, повторим условия плавания тел.

 Ну а теперь слово тем, кто готовил домашний эксперимент.

1. Опыт с картошкой.

2. Веселый шоколад.

3. Артезианский водолаз.

4. Волшебная жидкость.

5. Лавовая лампа.

6. Железная крышка.

Дети объясняют опыты

  3. Изучение нового материала.

Ребята, мы посмотрели опыт с железной крышкой и теперь знаем, что не все твердые тела тонут.

Запишем тему урока.

Как вы думаете, благодаря чему суда держатся на воде, ведь они состоят из тяжелых металлов? (ответы детей)

4. Физминутка

Познакомимся немного с историей возникновения судов.

На протяжении моего рассказа для вас будет следующее задание: в тетради в левый столбик выпишите суда надводные, а в правый- подводные.

После рассказа – проверка задания.

А теперь разберем основные понятия:

- ватерлиния;

- осадка;

- водоизмещение;

- грузоподъемность.

Как вы думаете, что произойдет с судном, если взятый груз превысит норму?

В нашей стране 12 морей, большое число рек, озер, каналов. По этим голубым дорогам ежегодно перевозится огромное количество грузов, пассажиров. Морские и речные суда прочные, надежные, долговечные. Водный транспорт является одним из дешевых и безопасных.

В нашем областном центре в г. Саратове на реке Волга есть речной вокзал. Теплоходы, скоростные ракеты, грузовые суда перевозят грузы и людей в другие города, стоящие на Волге.

 5. Закрепление знаний

1. А теперь предлагаю вам вопросы «на засыпку».

1) Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?

Ответ. Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.

2) Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?Ответ. Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки

3) С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?Ответ. Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.

4) Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.

5) Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна?Ответ. Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном.

2..Ребята, давайте проведем небольшое экологическое исследование.

На капельках воды, лежащих у вас на столе, напишите пользу и вред от водного транспорта (проверка устно)

  6. Подведем итог, что мы узнали на уроке?Ребята перечисляют основные понятия и то, что особенно понравилось и запомнилось на уроке.

7. Домашнее задание.§ 51, подобрать дополнительный материал об интересных судах.

8. Оценки за урок.

9. Используемые ресурсы и литература:

1. Газета «Первое сентября», «Физика», 2008-2010 годы.
2. Книга для чтения по физике 7-8 классы/составитель И.Г.Кириллов М.; Просвещение ,1983.
3. Сборник задач по физике 7-9 кл/В.И.Лукашик; М.; Просвещение ,2003.
4. Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон М.; Просвещение 2006.
5. Интернет-ресурсы: 
http://ru.wikipedia.org , Яндекс-картинки

Конспект урока по физике в 7 класса «Вес воздуха. Атмосферное давление».

 Цели урока:

·     объяснить значение атмосферного давления;

·     дать понятие атмосферного давления;

·     показать практическое значение атмосферного давления.

·     способствовать развитию умения делать выводы по результатам опытов;

·     создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показывая применение физических явлений;

·     содействовать развитию умения общаться между собой;

Оборудование:

·     компьютер;мультимедийный проектор;презентация;

·     демонстрационное оборудование: трубка с поршнем, бутылка, сосуд с водой, стакан, лист бумаги, пластмассовая бутылка с отверстиями, свеча, монета, плоское блюдо, ливер, вареное яйцо, кефирная бутылка.

План урока.

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

3. Изучение нового материала

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе

5. Закрепление знаний

6. Подведение итогов. 

Ход урока.

1.  Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы, цели, формы проведения урока).

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы изучали  давление, давайте вспомним эту тему.

1. Давлением называют величину, равную ... 

а) … силе, действующей на единицу площади опоры.

б) … отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.

в) … отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.

2. Кастрюля имеет площадь дна 0,12 м2, ее вес равен 60 Н. Чему равно давление, которое она оказывает на стол?

а) 7,2 Па.      б) 500 Па.        в) 0,002 Па.      г) 60 Па.     д) 0,12 Па.

  Ответы:   б), б)

3. В каком положении брусок производит наибольшее давление?

а) 1.     б) 2.      в) 3.

4.  У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, чтобы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление.

а) … уменьшить … меньше … меньше …

б) … уменьшить … больше … меньше …

в) … увеличить … меньше … больше …

г) … увеличить … больше … больше …

д) … уменьшить … больше … больше …

3. Изучение нового материала

     Вы уже знаете, что Земля окружена воздушной оболочкой.  А что такое воздух?  В таблице представлен состав воздуха.  На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.

      На опыте покажем, как определить массу воздуха.  Для этого надо взять стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой с зажимом. Выкачать из него воздух, зажать трубку зажимом и уравновесить на весах. Затем, открыв зажим на резиновой трубке, впустить в шар воздух. Равновесие весов при этом нарушится. Положив на другую чашу весов гири, добьёмся равновесия. Масса гирь будет равна массе воздуха в объеме шара.

Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.                                    

 Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Атмосфера простирается на тысячи километров в высоту и не имеет четкой границы. Атмосфера делиться на несколько слоев.

I. Тропосфера (от греч. - поворот) до 11 км

II. Стратосфера (лат. – настил, слой)  11 км - 55 км

III. Мезосфера (греч. - средний) -  55 км – 80 км

IV. Термосфера (греч. - тепло) – 80 км – 500 км

V. Экзосфера (греч. - снаружи) – 500 км – 800 км

Почему существует воздушная оболочка Земли?

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 С днем и  - 150 С ночью.

Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из кабины космического корабля.

   Земная поверхность и все тела на ней испытывают давление толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.

—        На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000Н. Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.   

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе.                            Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт 1. Почему вода не выливается из бутылки ?

         Автоматическая поилка для птиц состоит из бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается из бутылки? Если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется.

                                               
Опыт 2.
Удерживание воды в перевернутом и наполненным до краев стакана листом бумаги, предварительно плотно прижатым к горловине.

            Налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага остается как бы приклеенной к краю стакана. Под тяжестью воды бумага прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

А вы знаете, как пьют человек?

При питье мы расширяем грудную клетку  и тем разряжаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.

Опыт 3. Почему вода не выливается из дырявой бутылки?  

  Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

Опыт 4. Как достать из воды монету, не намочив пальцев?

            Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев. Для проведения опыта необходим еще стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую на воде пробку. Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев.

Опыт 5. Ливер.

         Ливер, служит для взятия проб различных жидкостей. Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из жидкости. Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость.

Опыт 6. Яйцо входит в бутылку.                  

       Если в широкогорлую бутылку, например из под кефира, опустить кусочек горящей бумаги, а на горлышко положить сваренное вкрутую очищенное яйцо, то яйцо втягивается в бутылку. Бумажка погаснет, бутылка наполнится белым дымом, воздух расширится, лишняя часть выходит из бутылки. Внутри бутылки воздух остывает, давление уменьшается и под действием атмосфеного давления яйцо входит в бутылку.

Атмосферное давление в живой природе.

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разряжение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Рыбы прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующие глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Парнокопытные животные вытаскивают свои копыта  из трясины без труда. Дело в строении копыта. Оно не сплошное, а состоит из двух частей.  При вытаскивании из болота ноги пропускается воздух в образовавшееся разряженное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.

5. Закрепление знаний.

І. Значение атмосферы и атмосферного давления в нашей жизни:

1.       Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли.

2.       Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства.

3.       Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов.

4.       Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине.

5.       Атмосфера - крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу.

. Проверим себя!

1.      Можно ли «спрятаться» от атмосферного давления, нырнув в воду?

2.      Чтобы выпить сгущённое молоко из жестяной банки, в крышке пробивают два отверстия. Для чего необходимо второе отверстие?

3.      Медицинские банки прогревают пламенем перед тем как поставить больному. Объясните, почему после этого они «присасываются» к телу?

6. Подведение итогов. 

Домашнее задание: §  21

7. Выставление оценок

 

Урок по математике в 7 классе на тему "Вынесение общего множителя за скобки". Учитель: Васылык М.В.

Цели урока:

Обучающие:

1.      повторить действия со степенями;

2.      повторить правила умножения одночленов;

3.      закрепить понятие многочлена и его стандартного вида, закрепить умение приводить подобные члены;

4.      закрепить умение умножать одночлен на многочлен;

5.      закрепить умение выносить общий множитель за скобки;

6.      учить применять полученные знания при упрощении выражений и решении уравнений;

Развивающие:

1.      развивать умение работать самостоятельно;

2.      развивать способность «видения» проблемы;

3.      формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

4.      развивать умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, общей культуре.

Тип урока: урок повторения темы

Оборудование: учебник, тестовые задания, карточки, проектор, презентация к уроку.

                                                                 Ход урока

I.       Организационный момент.

  Здравствуйте ребята.

Сегодня, ребята,

Представим себе, что наш класс – научно-исследовательский институт. А вы - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики.

Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами «главную» тему,а вот какую тему давайте с вами выясним.

Наводящие вопросы:

1.Какую большую тему мы начали с вами узучать?

2. С какими основными понятиями мы познакомились?

3.Какие действия мы уже умеем выполнять с многочленами?

 Посмотрите на доску , на доске написано выражение- это будет посказка для вас.

8х+40=8(х+5)

к- к2 =к(1-к)

Из каких выражений состоит данное выражение?

Как вы думаете какая тема  сегоднешнего урока?

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

(цели урока)

В процессе работы в НИИ вы должны:  умножать одночлен на многочлен, приводить подобные члены многочлена, выносить общий множитель за скобки, в конце урока оценим свою работу как сотрудники наших лабораторий.

2. Актуализация опорных знаний.

Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, мне необходимо убедиться, что вы настоящие сотрудники института.

Вопрос: Все ли справились с домашним заданием? 

Сдать тетради.

         Итак, перед нами лаборатория теоретиков.

                            Лаборатория теоретиков.

         Давайте примем участие в работе этой лаборатории. В ней много правил, по которым мы будем работать.

         У каждого учащегося имеется карточка- диктант. Карточка содержит вопрос.  

Итак «Диктант».

 Верно ли утверждение, определение, свойство?

1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом.

5. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак "+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.

6. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак "-”, скобки опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные

Проверка:

Выставите себе оценки:

«5» - ошибок нет «4» - одна ошибка «3» - две ошибки «2» - больше трех ошибок

3. Повторение темы 

Вернёмся к нашим выражениям:

8(х+5),   К(1-к+3к2)

Как вы думаете, какой закон умножения используется?

Всем вам известен распределительный закон умножения (слайд)

 а (в+ с) = ав+ас

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило умножения одночлена на многочлен.

Давайте применим наше правило при решении упражнений по карточкам.

Вот мы и вошли в лабораторию раскрытия скобок.

 Лаборатория  раскрытия скобок. 

Работа в группах:

№ 1.  У доски

А)

с(2а+в)=2ас+св

Б)

(3а2+а)=3а32

В)

5(а2-2ав+в2)=5а2-10ав+5в2

 Лаборатория  вынесения общего множителя за скобки.

Работа с учебником № 709 (а,б) Решите уравнение

         А теперь пришло время и отдохнуть.

                  Математическая зарядка.

- Показываю карточки на которых записаны одночлены, многочлены и выражения которые не являются ни одночленами, ни многочленами. «Одночлен» - руки подняли вверх ;             «Многочлен» - руки перед собой;    «Другое выражение» - руки в стороны;

- Закрыли глаза, про себя досчитали до 30, открыли глаза.                                                  

Лаборатория исследований.

            Владение математикой – это умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности, смекалки, находчивости.

         У каждого из вас написаны 3 уравнения с решением , среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого  уравнения нужно написать верное или неверное. Назвать ошибки.  

 Верно или неверно!

3 балла-5 правильных ответов

2 балла-4 правильных ответа

1 балл-3 правильных ответа

И вот наконец то мы добрались до лаборатории раскрытия тайн.

 

Лаборатория раскрытия тайн.

 - Я предлагаю вам на выбор карточки трёх цветов: синюю(оценка «3»), жёлтую (оценка «4, красную (оценка «5») в каждой из карточек разрешается допустить 1 ошибку.

№ 7 из сборника ОГЭ.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.  (тест)

Итог урока.

         Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

-        Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-        Кто возил камни? (подним.  руки)

-        Кто добросовестно работал? (подним. руки)

-        Кто строил храм? (подним. руки)

Давайте, поставим себе оценку за урок:  14-15 баллов –«5»,  10-13 баллов -«4», 7-9 баллов -«3» .

         Домашнее задание:

П 27,

№ 705(и - м), № 706(ж - и).

 

Открытый урок по физике в 9 классе на тему «Источники звука. Звуковые колебания».

 

Конспект урока

Цели урока:

·         Развитие исследовательских навыков учащихся.

·         Развитие аналитического мышления.

·         Развитие познавательного интереса.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке  мы узнаем об источниках звука и о его широком практическом применении в повседневной практике. Поэтому ваши ответы будут зависеть от наблюдательности в жизни и от умения анализировать свои наблюдения.

2. Повторение опорных знаний.

Фронтальный опрос

1.      На Луне произошел сильный взрыв. Мы услышим его на Земле?                                                     2. Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха.                                                         3. Верите ли вы, что источником звука являются колебания?                                                                     4. Верите ли вы, что период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания?                                                                                                                                                  5. Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?                                                               6. Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры?                                             7. Верите ли вы, что голосовые связки человека поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором?                                                                                                           8. Снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела. Может ли такое быть? 9. Верите ли вы, что в зале заполненной публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом

2.      А теперь решим задачи на определение амплитуды, частоты колебаний, длины волны. (карточки с индивидуальными заданиями - 4 варианта). Проверка (устно)

3. Изучение нового материала.

 

1. Проведём опыт. Цель опыта: выяснить причины возникновения звука.

Опыт с металлической линейкой

Что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод?

Вывод: колеблющееся тело создаёт звук.

Проведём следующий опыт. Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.

Прибор, который вы видите перед собой, называется камертон.

Опыт с камертоном и теннисным шариком, повешенным на нити

Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что  колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.

Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.

Мы живём в океане звуков. Звук создаётся источниками звука. Существуют как искусственные, так и естественные источники звука. К естественным источникам звука относятся голосовые связки Воздух, которым мы дышим, выходит из лёгких через дыхательные пути в  гортань. В гортани находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться. Роль резонатора играют полости рта и носа, а также грудь. Для членораздельной речи кроме голосовых связок необходимы также язык, губы, щёки, мягкое нёбо и надгортанник.

К естественным источникам звука относятся также жужжание комара, мухи, пчелы (колеблются крылья).

Проведём опыт с воздушным шаром.

Вопрос: за счёт чего создаётся  звук.

(Воздух в шарике находится под давлением в сжатом состоянии. Затем, резко расширяется и создаёт звуковую волну.)

Итак, звук создаёт не только колеблющееся, но и резко расширяющееся тело. Очевидно, что во всех  случаях возникновения звука происходит перемещение слоёв воздуха, т.е. возникает звуковая волна.

Звуковая волна невидимая, её только можно услышать, а также зарегистрировать физическими приборами. Для регистрации и исследования свойств звуковой волны применим компьютер, который в настоящее время широко применяется учёными-физиками для исследований. На компьютере установлена специальная исследовательская программа, а также подключен микрофон, который улавливает звуковые колебания  Посмотрите на экран. На экране вы видите графическое представление звукового колебания. Что представляет собой данный график? (синусоиду)

Проведем опыт с камертоном с пером. Резиновым молоточком ударяем по камертону. Учащиеся видят колебания вилки камертона, но звука не слышат.

Вопрос: Почему колебания есть, а звук вы не слышите?

Оказывается, человеческое ухо воспринимает звуковые диапазоны в пределах от 16 Гц до 20 000 Гц, это слышимый звук.

Послушайте их через компьютер и уловите изменение частот диапазона (приложение 5). Обратите внимание на то, как меняется вид синусоиды при изменении частоты звуковых колебаний (период колебаний уменьшается, а следовательно частота увеличивается).

Есть неслышимые звуки для человеческого уха. Это инфразвук (диапазон колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (диапазон больше 20 000 Гц). Схему частотных диапазонов вы видите на доске, зарисуйте её в тетрадь . Исследуя инфразвуки  и ультразвуки учёные открыли много интересных особенностей этих звуковых волн.

4. Проверочная работа (презентация + проверка теста)

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Итоги урока. На уроке мы выяснили, что:

1.Что любое колеблющееся тело создаёт звук;

2.Звук распространяется в воздухе в виде звуковых волн;

3.Звуки бывают слышимые и неслышимые;

4.Ультразвук – это неслышимый звук, частота колебаний которого выше 20кГц;

4.      Инфразвук – это неслышимый звук с частотой колебаний ниже 16Гц;

5.      Ультразвук широко применяется в науке и технике.

6.      Домашнее задание

1. §34, упр. 29, индивидуальные домашние задания по карточкам

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit